Автолюбителям в помощь
Закрытие поиска
Поиск

Классификации и стандарты моторных масел

Мировые производители автомобильных масел неустанно трудятся над повышением качества смазочных продуктов. Начинающему автомобилисту легко растеряться при выборе подходящего материала для мотора своей машины. Классификация моторных масел позволяет разделить многочисленную армию нефтепродуктов в зависимости от их свойств и назначения.

Сегодня существует несколько популярных систематизаций, которые используются для маркировки масел для двигателя. Одни из них основываются на вязкости материала, а другие учитывают назначение продукта.

Классификация по вязкости SAE

На сегодняшний день во всем мире считается общепризнанной системой для разделения моторных масел по показателю вязкости классификация SAE J300. Она разработана инженерами американского общества (Society of Automotive Engineers). Система определяет вязкость каждого продукта, выражая данный показатель в условных единицах (степень вязкости). С повышением числа, входящего в обозначение класса SAE, увеличивается вязкость нефтепродукта.

Классификация моторных масел
Существует два вида вязкости (кинематическая и динамическая), показатели которых находятся в зависимости от температуры.

  • Кинематическую вязкость моторного масла легко измерить в капиллярном вискозиметре. При данном способе измерения определяется, насколько быстро вытекает жидкость из тонкой капиллярной трубки под действием гравитации при заданном температурном диапазоне.
  • Чтобы измерить динамическую вязкость, требуются более сложные приборы. Ротационные вискозиметры показывают, как меняется вязкость моторного масла при увеличении или уменьшении скорости перемещения трущихся деталей. Чем больше скорость относительного перемещения деталей, тем меньше показатель вязкости. С уменьшением скорости происходит возрастание вязкости.

В спецификации используется три группы:

  • летние;
  • зимние;
  • всесезонные.

Летние масла

В ряду летних смазочных веществ используется несколько цифровых обозначений, которые начинаются с цифры 20 и заканчиваются 60 с дискретностью 10. Основные характеристики летних видов масел определяются следующим образом:

  • по предельным показателям кинематической вязкости при температуре 100˚С, так определяется минимальный и максимальный порог вязкости при полностью прогретом двигателе;
  • по минимальному значению вязкости при скорости сдвига 106с-1 и температуре 150˚С.

Градиентом скорости сдвига называется отношение скорости перемещения одной поверхности детали относительно другой поверхности к величине зазора между деталями, заполненного смазкой. Чем выше показатель градиента скорости, тем ниже вязкость моторного масла. С понижением скорости происходит возрастание вязкостного показателя.

Зимние масла

Градация зимних моторных масел производится с интервалом 5 единиц, начиная с 0W и заканчивая 25W. Литера после цифры свидетельствует о сезонности данного продукта (Winter или зима). Классификация SAE устанавливает два максимальных значения динамической вязкости при низкой температуре, а также нижнюю границу кинематической вязкости при температуре 100˚С.

Для зимних классов определяются следующие параметры.

  1. Проворачиваемость. Эта характеристика показывает температурные данные и значение динамической вязкости, при которых моторное масло остается настолько жидким, чтобы можно было запустить двигатель.
  2. Прокачиваемость. Данный показатель регламентирует динамическую вязкость смазки, при которой удается прокачать по масляной системе силового агрегата исследуемый материал.

Высокотемпературные характеристики зимних смазочных веществ измеряются при 100˚С и определяются минимальной вязкостью масла при полностью прогретом двигателе.

Всесезонные масла

В маркировке всесезонных смазочных жидкостей используются комбинации, состоящие из обозначения летних и зимних автомобильных нефтепродуктов. Сначала указываются зимние характеристики масла, а затем следует летний параметр. Например, в ряду SAE 0W-20…0W-60 неизменными остаются зимние свойства, а летние показатели изменяются. И, наоборот, в линейке масел 0W-30…20W-30 сохраняется летняя составляющая, а зимние характеристики изменяются.

Классификация моторных масел
Таким образом, систематизация SAE для всесезонных смазок демонстрирует диапазон температур воздуха, в котором моторное масло полностью обеспечит:

  • легкое проворачивание коленчатого вала стартером;
  • прокачивание масляным насосом смазки по магистралям двигателя во время холодного пуска, исключающее сухость в узлах трения;
  • надежное смазывание трущихся деталей мотора при длительной работе в максимально нагрузочном и скоростном режиме.

Систематизация смазочных жидкостей по API

Самой известной в мире систематизацией смазочных материалов по уровню эксплуатационных характеристик и сферам применения является классификация моторных масел по API (американский институт нефти). Все смазочные материалы для заправки в двигатель делятся на две группы:

  • категория S (Service) предназначена для использования в двигателях легковых авто, микроавтобусов и небольших грузовиков, которые работают на бензине;
  • категория C (Commercial) ориентирована на коммерческий транспорт (грузовики), промышленную, сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику с дизельными моторами.

В обозначении класса моторного масла для авто используются две буквы латинского алфавита.

  1. Первая литера (S или C) указывает на категорию транспортных средств.
  2. Вторая буква отражает уровень эксплуатационных параметров. По мере удаления буквы от начала алфавита, повышается качество материала (уровень свойств).

В группе дизельных смазок есть деление на 2 подгруппы:

  • масла для двухтактных моторов (CD-2, CF-2);
  • смазочный продукт для четырехтактных агрегатов (CF-4, CG-4, СН-4).

Зарубежные производители чаще всего выпускают универсальные моторные масла, которые одинаково хорошо работают в дизельных и бензиновых агрегатах. В маркировке таких смазочных продуктов используется двойное обозначение (CD/SF, SF/CC и т. д.). При этом автолюбитель должен учитывать, что при маркировке CD/SF продукт в первую очередь предназначен для дизельных моторов. Если используется обозначение SF/CC, то данный материал больше подойдет для бензиновых агрегатов. У энергосберегающих типов масел дополнительно вписывается аббревиатура ЕС (Energy Conserving).

Начиная с 2009 г, в классификации API существует 3 группы из категории «S» и 6 классов в разделе «С». Однако многие производители нефтепродуктов для автомобилей выпускают масла, которых нет в спецификации, ориентируясь на транспортные средства со старыми моторами. Рекомендации API в этом случае гласят, что вышестоящий действующий класс группы «S» может заменить нижестоящий аналог. Для дизельных версий, как правило, вышедействующий класс также имеет преимущество перед нижестоящими образцами, но не всегда допускается такая замена.
Классификация моторных масел

Европейская классификация АСЕА

В 1996 г появилась еще одна классификация моторных масел, которая была создана ассоциацией европейских автопроизводителей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles). Впоследствии европейские стандарты в области смазочных материалов для двигателя неоднократно обновлялись.

Если следовать правилам классификации АСЕА, то к моторному маслу предъявляются более строгие требования, чем у американских стандартов. Это объясняется тем, что условия эксплуатации и конструкции двигателей в Европе имеют следующие отличия от американских моторов:

  • меньшая масса силовых агрегатов;
  • более высокая степень форсирования;
  • большая удельная мощность;
  • более высокие максимальные обороты;
  • большие допустимые скорости передвижения;
  • более тяжелые городские режимы.

Принимая во внимание эти особенности Европейского континента, испытания моторных масел проходят на европейских моторах по специальным методикам. Поэтому нельзя напрямую сравнивать уровни стандартов и требований API и АСЕА.

Стандарты АСЕА делят все моторные смазочные жидкости на 3 группы:

  • А/В — для легковых автомобилей и небольших грузовиков, оснащенных бензиновыми и дизельными двигателями;
  • С — для автомобилей, имеющих нейтрализаторы отработавших газов;
  • Е — для грузовой техники с дизельными моторами.

Каждая из этих групп имеет внутренне деление на подгруппы, которые отличаются цифровым значением после соответствующей буквы.

Отечественная классификация по ГОСТ

Главным отечественным стандартом, по которому маркируются моторные масла, является ГОСТ 17479.1-85. В обозначении используются следующие буквы и цифры:

  • буква М обозначает назначение смазочной жидкости (моторное);Классификация моторных масел по api
  • числа после буквы могут разделяться дробью, они указывают классы вязкости. В числителе маркировки располагается показатель зимнего класса, а в знаменателе указываются летние параметры. Наличие маленькой буквы «з» обозначает использование загущающей присадки;
  • последние буквы в обозначении (А…Е) свидетельствуют об уровне эксплуатационных параметров и сфере применения смазочного материала. Универсальные продукты обозначаются просто буквой или двумя буквами с разными цифровыми индексами. Цифра 1 присваивается маслам для бензиновых моторов, а индекс 2 обозначает принадлежность к семейству дизелей.

Обозначение моторного масла М-6з/10В можно расшифровать так. Смазочное вещество является всесезонным, универсальным, рекомендуется для любых среднефорсированных моторов (группа В). Маркировка М-4з/8-В2Г1 указывает на всесезонный и универсальный характер продукта, который предназначен для среднефорсированных дизельных моторов (группа В2), а также для высокофорсированных бензиновых аналогов (группа Г1).

Требования автопроизводителей

В приведенных классификациях сформулированы и систематизированы основные минимальные требования, согласованные между автопроизводителями и изготовителями масел. Но автоконцерны имеют право выдвигать особые требования к смазочным веществам, которые указываются в спецификации каждого автозавода. Так как конструктивно моторы разных марок имеют много отличий, то и условия работы моторного масла не будут одинаковыми. В связи с этим автопроизводители сами занимаются испытанием масел на своих силовых агрегатах. По результатам исследований указывается определенный класс в общепризнанной системе классификации или составляется собственная спецификация. В ней обозначаются конкретные марки моторных масел, которые автопроизводитель допускает к применению. В инструкции, которая прилагается к автомобилю, имеется такая спецификация, а ее номер указывается на упаковке смазочного материала.

Классификация моторных масел по api
Опираясь на вышеизложенный материал, автолюбителю станет проще выбрать моторное масло для силового агрегата своего железного коня. Да и расшифровать обозначение продукции не составит труда. Лучше всего начать поиск смазочного материала, отталкиваясь от рекомендаций автопроизводителя.


К началу страницы