Подержанные автомобили со временем теряют свой привлекательный вид. На кузове появляются такие неприятные дефекты, как царапины, сколы, очаги ржавчины, вмятины и т. д. Иногда приходится реставрировать только один кузовной элемент, а при наличии множества изъянов на кузове придется полностью покрасить автомобиль. При всей важности сам процесс окрашивания занимает примерно 10% времени, а остальные 90% занимает подготовка автомобиля к покраске. Но именно от качества подготовительных работ будет зависеть внешний вид покрашенного кузова. Недостаточная внимательность и спешка могут привести к досадным дефектам, которые перечеркнут всю работу. Поэтому на каждом этапе подготовки кузова необходимо действовать аккуратно, придерживаясь рекомендаций профессионалов.
Подготовка материалов и инструментов
Прежде чем взяться за работу, автомобилисту важно знать, что нужно для покраски автомобиля приобрести или взять взаймы у товарищей. Для того чтобы однажды выполнить кузовные работы, слишком накладно покупать все инструменты и приборы. Поэтому стоит воспользоваться «дружеской арендой».
При выполнении подготовительных работ автовладельцу понадобятся следующие инструменты и материалы:
- электрический компрессор с краскопультом;
- шлифмашинка с набором абразивных кругов;
- инфракрасный обогреватель;
- наждачная бумага;
- шпатели, рубанки, специальные бруски и малярный нож;
- малярная лента;
- защитная пленка;
- шпатлевка и грунтовка.
Кроме этого, автомобилисту необходимо позаботиться и о технике безопасности. Так как на отдельных стадиях подготовительных работ есть риск воспламенения горючих веществ, то наличие огнетушителя рядом с автомобилем будет обязательным. Так же следует вооружиться такими средствами индивидуальной защиты, как респиратор, очки и перчатки.
Выявление дефектов
Начинать длительный процесс подготовки кузова к покраске следует с выявления всех дефектов на поверхности машины. Для этого автомобиль необходимо хорошенько вымыть и насухо протереть ветошью. После этого автомобиль следует поставить на хорошо освещенную площадку, лучше всего видны все изъяны на кузове на улице в солнечную погоду. Каждую вмятину, ржавое пятно, царапину следует выделить при помощи маркера или кусочка мела.
На данной стадии автомобилисту необходимо определиться с масштабностью кузовного ремонта. Консультация знакомого автомаляра будет очень уместной, ведь покрасить автомобиль полностью намного дороже, чем привести в порядок 1 или 2 кузовные детали. После этого можно делать расчет грунтовки, эмали, лака, растворителя для выполнения покраски.
Защита неокрашиваемых поверхностей
Перед тем как подготовить автомобиль к покраске, следует демонтировать некоторые наружные кузовные детали, а также защитить неокрашиваемые поверхности. На данном этапе понадобятся такие материалы, как бумага, ветошь, мягкий пластилин, медицинский пластырь и малярный скотч. Некоторые автомаляры защищают неокрашиваемые участки при помощи специального состава, который состоит их 40% декстрина, 30% глицерина, 20% декстрина и 10% воды. После окрашивания данная смесь легко удаляется под струей воды.
Некоторые детали проще демонтировать с кузова, чем защитить. Например, передние и задние фонари быстрее снять с машины, чем изолировать. Демонтажу подвергаются также молдинги, замки, уплотнители, эмблемы и буквы. Поэтому при покупке всего набора материалов следует предусмотрительно запастись двусторонним скотчем для последующей установки снятых деталей.
Первичная обработка поверхности
Чтобы новый слой краски не потрескался или отслоился в первые же месяцы, необходимо тщательно очистить металлическое основание от старой краски и ржавчины. Если будет окрашиваться весь кузовной элемент или вся машина, то необходимо сделать заводское покрытие матовым, чтобы слой нового лакокрасочного материала хорошо держался.
- Для механической очистки специалисты применяют наждачную бумагу зернистостью 100-300 единиц. На данной стадии важно соблюдать одно правило. Переходить от крупно-зернистой наждачки к более мелкому абразивному материалу необходимо с разницей до 100 единиц.
- Чтобы быстро удалить очаги коррозии, прекрасно подходит пескоструйная обработка. Тонкая струя мелкого песка, выпущенная из установки под высоким давлением, легко снимает старую краску, очищает пораженный участок от ржавчины и создает при этом шероховатую поверхность.
- Если необходимо удалять полностью старое лакокрасочное покрытие на большой площади кузова, то следует прибегнуть к химическому способу. Для работы требуется смывка, представляющая собой агрессивное органическое вещество. При нанесении на краску оно размягчает покрытие и приподнимает его. Автомобилисту остается только удалить отслоившийся материал при помощи металлической щетки, шпателя или жесткого картона.
- После первичной обработки необходимо обезжирить поверхность при помощи ветоши и растворителя 646. Цель данной обработки — удалить остатки пыли, абразива и жировые пятна. После этого следует сразу же приступать к следующему этапу подготовки.
Выравнивание поверхности
После удаления старой краски или ржавчины неизбежно получается впадина, которую необходимо выровнить. Для этого применяется шпатлевка. Этот невидимый в дальнейшем материал должен быть грамотно нанесен и обработан. Только тогда получится идеально ровная поверхность.
Сегодня автолюбителю предлагается огромный выбор шпатлевок. Они бывают одно- и двухкомпонентные, жидкие, полиэфирные, акриловые, универсальные, армирующие, отделочные и т. д. При выборе оптимального материала важно придерживаться следующего правила.
- Для небольшой вмятины радиусом до 10 мм требуется мягкая шпатлевка.
- Чтобы устранить глубокие повреждения, лучше воспользоваться выравнивающим составом на базе стекловолокна.
Шпатлевка достаточно быстро затвердевает, поэтому следует приготавливать небольшие объемы раствора. Опытные мастера замешивают материал прямо на шпателе.
В процессе нанесения не следует делать лишних движений шпателем. Первым действием инструмент направляется поперек продолговатой впадины с небольшим нажимом. Затем производится выравнивание слоя и удаление остатков состава. Если шпатлевка успела подсохнуть, то никаких исправлений делать уже нельзя. Только спустя 1-3 часа можно производить абразивную обработку. В случае стекловолокнистой шпатлевки зачистку лучше перенести на следующий день.
При выравнивании неглубоких царапин удобнее пользоваться однокомпонентными жидкими составами, которые наносятся с помощью краскопульта (диаметр сопла 1,6-2,5).
Нанесение грунтовки
Последним подготовительным этапом перед операцией покраски становится грунтование. Нанесение грунтовки требуется для:
- обеспечения надежной адгезии;
- защиты стального основания от коррозии;
- заполнения мельчайших рисок и пор на выровненных участках;
- формирования подходящей поверхности для нанесения эмали.
Современные технологии предусматривают нанесение трех видов грунтовки.
- Первый слой представляет собой фосфатную пленку, которая защищает металл от ржавчины.
- Второй вид грунтовки является выравнивающим, он должен сглаживать незначительные дефекты и создавать хорошую подложку для краски.
- Завершающая грунтовка наносится на участках кузова, которые наиболее подвержены коррозии. К таким слабым местам относятся пороги и колесные арки.
Грунтование кузова производится краскопультом с соплом 1,3-1,5 мм. Первый слой наносится горизонтальными движениями. При этом перекрытие каждой полосы составляет 50%. Второй слой ложится строго вертикально, а толщина покрытия должна быть минимальной.
После нанесения каждого слоя требуется 10-минутная пауза, чтобы материал высох. Когда полностью высохнет последний слой (2-3 ч), можно приступать к шлифовке и обезжириванию покрытия.
Подготовка машины к покраске считается самым трудоемким и кропотливым процессом. После грунтования могут выявиться недостатки шпатлевания, поэтому снова придется вернуться на предыдущий этап и устранить недостатки. Только после тщательной подготовки можно приступать к самому приятному и ответственному процессу окрашивания.